У доброты в современном мире дурная репутация

265

У доброты в современном мире дурная репутация. Она остается одной из христианских добродетелей, но мы тем не менее относимся к ней подозрительно. Иногда кажется, что доброта – это глупость, несовместимая с жизненным успехом, карьерой, признанием, а добрые люди – простаки, не умеющие позаботиться о своих интересах. Удавшаяся жизнь часто ассоциируется если не со злостью, то, во всяком случае, с жесткостью, «хождением по головам» и «расталкиванием локтями» других людей – а как же иначе можно чего-то добиться в мире конкуренции? В цене сейчас едкость, безжалостность, цинизм, отсутствие иллюзий. И все-таки мы все, осознанно или нет, хотим, чтобы мир был добрее. Хотим отзываться на чужие чувства искренне и проявлять доброту спонтанно. Хотим, чтобы можно было полагаться не только на себя, хотим быть более открытыми, отдавать без задней мысли и быть благодарными без стеснения. Попробуем найти путь к настоящей доброте, идущей от сердца.

Почему это так трудно – быть добрым?

Прежде всего потому, что мы воображаем, будто все другие злы. Но когда их лица холодны и непроницаемы, когда они не слишком приветливы, это часто лишь защитная реакция или проявление застенчивости. Достаточно случайно увидеть в уличной витрине свое отражение, чтобы убедиться: мы тоже носим маску. Парадоксально, но родители, приучая нас в детстве быть любезными и хорошо себя вести, навязывают нам представление о том, что неприлично обращаться к незнакомым людям, разговаривать слишком громко, что не следует заигрывать и стараться понравиться. Воспитывая нас таким образом, они заодно стремятся и к тому, чтобы мы не слишком их беспокоили, не стесняли, не мешали. Отсюда наша нерешительность. К тому же привитое в детстве чувство справедливости оборачивается тем, что давать нужно столько же, сколько получаешь. Приходится преодолевать эту привычку. Другая трудность заключается в том, что, делая шаг навстречу другому, мы идем на риск. Наши намерения могут истолковать неверно, от нашей помощи могут отказаться, наши чувства могут не принять и высмеять. Наконец, нас могут просто использовать, и тогда мы окажемся в дураках. Нужны смелость и одновременно смирение, чтобы отстраниться от своего эго и найти в себе силы довериться себе, другому и жизни, вместо того чтобы постоянно защищаться.